В VI столетии в Византии были заложены основы новой архитектурной традиции, возникает собственный монументальный стиль, получивший яркое выражение в храмовых сооружениях и воспринятый Киевской Русью. Отголоски этого стиля и подражания ему сохранились и в некоторых памятникам Дмитровского района Подмосковья.
Дорога в город Дмитров и окрестные поселения, пролегает в низине канала Москва – Волга, напоминая пролив Босфор. В постройках Марфина, Рогачёва, Деденёва и Лугового можно увидеть византийские мотивы зодчества. Город Дмитров связан с памятью о князе Всеволоде «Большое Гнездо» (в крещении – Дмитрий), отроческие годы которого прошли при Константинопольском императорском дворе. Главным украшением дмитровского кремля является кафедральный собор, построенный зодчим, приехавшим из Венецианской республики, где были сильны связи с Византией. В самом Дмитрове и окрестностях много храмов проектировал архитектор С.К. Родионов, самым известным произведением которого стало Константинопольское подворье в Москве. Под Дмитровым находится Спас-Влахернский Деденёвский монастырь, который в конце XIX века основали потомки византийских императоров – князья Головины в честь почитаемой византийской иконы Богородицы, происходящей из Влахернского дворца Константинополя.
На севере Московской области до наших дней сохранился Николо-Пешношский мужской монастырь, который еще называют «второй Лаврой». Основан он был в 1361 году святым преподобным Мефодием Пешношским, учеником святого преподобного Сергия Радонежского. Более 80 лет монастырь не действовал и только в 2007 году возвращен церкви.
Сегодня благодаря реставрации монастырь не просто ожил, а заиграл новыми красками. Грамотно проведенные работы выявили разные исторические слои и фактуры. Белокаменная кладка XVI и XVII веков, идеально ровный красный кирпич конца XIX века, красивейший рисунок главок и шпилей.
Рядом с монастырём расположено село Рогачёво, из которого в Москву поставлялась дичь и дрова. За счёт торговли село было одним из богатейших в Московском царстве, затем в Московской губернии. Громадный собор св. Николая Мирликийского был возведён московскими охотнорядскими купцами, уроженцами Рогачёва.
Усадьба «Марфино» Голицыных-Паниных в XVIII-XIX вв. одна из самых роскошных и богатых на севере от Москвы. Принадлежавшая два века представителям высшей аристократии Российской империи, усадьба включает прекрасный графский дворец и террасированный парк с каскадом прудов, большие комплексы хозяйственных и парковых сооружений.
Село Белый Раст – ровесник города Дмитрова и самое древнее из всех, посещаемых на экскурсии мест. Необычное название связано с ошибкой писаря. В 1654 году царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану, архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст».
В сельской церкви XIX века сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая, конечно же, «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», найденная на пепелище первого сельского храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского, а напротив на столпе – икона Пресвятой Богородицы. Считается, что обе иконы попали в церковь из Храма Христа Спасителя. В этом же приделе в киоте находится деревянная фигура «Христа в темнице».
Возле церкви сохранилась братская могила военных моряков, защищавших столицу в 1941-1942 годах.